Главная    Значения А. Пушкина    Биография    Творчество А.С. Пушкина и музыка    Другие о Пушкине     Фото
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
Помимо поэзии Пушкина занимало так же написание драматических произведений. Начал автор писать свои драмы...
ПОЭЗИЯ
Поэтическое богатство А.С. Пушкина велико и разнообразно. Пушкин стал сочинять первые стихи еще в возрасте 8 лет.
ПРОЗА
Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений.
 
ДЕТСТВО
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
ЛИЦЕЙ
ИЗГНАННИЧЕСТВО
СЕМЬЯ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
ПЕТЕРБУРГ
В СЕЛЬ МИХАЙЛОВСКОЕ
ЖЕНИТЬБА
КОНЧИНА
ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ПОЭЗИЯ
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ШУТКИ И ОСТРОТЫ А.С. ПУШКИНА
ПРОЗА
«ПИКОВАЯ ДАМА»
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА
ДЕТСТВО

Известно, что с раннего детства создается базис воспитания и образования в человеке. Однако некоторые растрачивают это время в прогулках и играх, а другие дети усиленно трудятся над повышением своих знаний и способностей. Именно к последним относился и Александр Сергеевич Пушкин. Родился будущий писатель в 1799 г.
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА

Литература и творчество для Александра Сергеевича Пушкина с самого детства стали смыслом существования. Неугомонный мальчик, воспитанию которого практически не уделялось никакого внимания, Пушкин самостоятельно много читал, без принуждения интересовался литературой и поэзией, писал небольшие эпиграммы и стихотворения.

ЛИЦЕЙ

Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми.

ПИКОВАЯ ДАМА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Классическим произведением отечественной литературы, что прочно ассоциируется с именем Пушкина, стал «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продолжалась почти всю жизнь поэта...


Барышня - крестьянка

Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний». Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считаю...

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН


ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Двоюяискос жилище и его окружение в городе и поместье.

Весь пространственный мир романа (если исключить «дорогу», о которой речь

пойдет отдельно) делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня.

Онетинский Петербург имеет весьма определенную географию. То, какие районы

столицы упоминаются в тексте, а какие остались за его пределами, раскрывает

нам смысловой образ города в романе.

Реально в романе представлен лишь Петербург аристократический и щегольской.

Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная, видимо, набережная

Фонтанки (вряд ли гувернер водил мальчика Евгения в Летний сад издалека),

Летний сад, Малая Морская — гостиница «Лондон»^ Театральная площадь.

Онегин в первой главе, видимо, живет на Фонтанке.

Доминирующими элементами городского пейзажа в Петербурге, в отличие от

Москвы, были не замкнутые в себе, территориально обособленные особняки или

городские усадьбы, а улицы и четкие линии общей планировки города.

Жизнь в собственном доме была доступна в Петербурге (в тех его районах,

которые упоминаются в ЕО) лишь очень богатым людям. Тип внутренней планировки

такого дома приближался к дворцовому.

Планировка петербургского дома в начале XIX в., как правило, предполагала

вестибюль, куда выходили двери из швейцарской и других служебных помещений.

Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты:

передняя, зала, гостиная, из которой, как правило, шли двери в спальню и

кабинет.

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет — был устойчивым и выдерживался и в

деревенском помещичьем доме.

Московский пейзаж строится в романе принципиально иначе, чем петербургский:

он рассыпается на картины, здания, предметы. Улицы распадаются на независимые

друг от друга дома, будки, колокольни. Длинное и детальное путешествие

Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в ЕО, ему

посвящены четыре строфы; Москва же показана глазами внешнего наблюдателя:

У Тани в шумной сей прогулке

Все в голове кругом идет... (**, 452)

Характерной чертой московского пейзажа было то, что доминирующими ориентирами

в городе .были нс цифровые и линейные координаты улиц и домов, а отдельные,

замкнутые мирки: части города, церковные приходы и городские усадьбы с

домами-особняками, отнесенными с «красной

Автор сознательно провез Татьяну через окраины, и через центр Москвы: от

Петровского замка, стоявшего вне черты города, через Тверскую заставу, по

Тверской-Ямской, Триумфальной (ныне Маяковского) площади. Тверской, мимо

Страстного монастыря (на месте которого теперь Пушкинская нл.), далее,

вероятно, по Камергерскому переулку (ныне проезд Художественного театра),

пересекая Большую Дмигровку (ул. Пушкина), по Кузнецкому мосту («Мелькают

<...> магазины моды») и Мясницкой до Харитоньевского переулка. '

Магазины мод были сосредоточены на Кузнецком мосту

Число французских модных лавок на Кузнецком мосту было очень велико,

Значительная часть действия романа сосредоточена в деревенском доме помещика XIX

в. Описание типичного помещичьего дома находим в записках М. Д. Бутурлина: «С

архитектурною утопченностию нынешних вообще построек, при новых понятиях о

домашнем комфорте, исчезли повсюду эти неказистые дедовские помещичьи домики,

все почти серо-пепельного цвета, тесовая обшивка и тесовые крыши коих никогда

не красились <...> В более замысловатых деревенских постройках

приклеивались, так сказать, к этому серому фону четыре колонны с фронтонным

треугольником над ними. Колонны зги были у более зажиточных оштукатуренные и

вымазанные известью так же, как и их капители; у менее достаточных помещиков

колонны были из тощих сосновых бревен без всяких капителей. Входное парадное

крыльцо, с огромным выдающимся вперед деревянным навесом и двумя глухим

боковыми стенами в виде пространной будки, открытой спереди.

Фасадная часть дома, заключающая залу и парадные комнаты, была одноэтажной.

Однако комнаты, находившиеся по ту сторону коридора: девичья и другие

помещения — были значительно ниже. Это позволяло делать вторую половину

здания двухэтажной.

В помещичьих домах, претендовавших на большую роскошь, чем «серенькие

домики», охарактеризованные Бутурлиным, и приближавшихся по типу к московским

особнякам, передние высокие комнаты были парадными. Жилые помещения,

расположенные по другую сторону коридора и на втором этаже, имели низкие

потолки и обставлялись гораздо проще. Онегин поселился не в «высоких покоях»

(2, II, 5), а там, где его дядя «лет сорок с ключницей бранился», где «все

было просто» (3. Ш, 3, 5}— в задних жилых покоях.

На втором этаже часто располагались детские. Там и жили барышни Ларины. В

комнате Татьяны был балкон:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход... (2,XXVIII. 1—2).

Балкон был для П характерной приметой помещичьего дома (см. ***, 403).

Барский дом виден издалека, из окон и с балкона его также открывались далекие

виды. Дома провинциальных помещиков ставили крепостные архитекторы и

безымянные артели плотников. Они глубоко усвоили одну из главных особенностей

древнерусской архитектуры — умение поставить строение так, чтобы оно

гармонично вписалось в пейзаж. Это делало такие постройки, наряду с

церковными строениями и колокольнями, организующими точками того русского

пейзажа, к которому привыкли П и Гоголь в своих дорожных странствиях. Дом

ставился обычно не на ровном месте, но ** не на вершине холма, открытой

ветрам.