Главная    Значения А. Пушкина    Биография    Творчество А.С. Пушкина и музыка    Другие о Пушкине     Фото
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
Помимо поэзии Пушкина занимало так же написание драматических произведений. Начал автор писать свои драмы...
ПОЭЗИЯ
Поэтическое богатство А.С. Пушкина велико и разнообразно. Пушкин стал сочинять первые стихи еще в возрасте 8 лет.
ПРОЗА
Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений.
 
ДЕТСТВО
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
ЛИЦЕЙ
ИЗГНАННИЧЕСТВО
СЕМЬЯ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
ПЕТЕРБУРГ
В СЕЛЬ МИХАЙЛОВСКОЕ
ЖЕНИТЬБА
КОНЧИНА
ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ПОЭЗИЯ
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ШУТКИ И ОСТРОТЫ А.С. ПУШКИНА
ПРОЗА
«ПИКОВАЯ ДАМА»
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА
ДЕТСТВО

Известно, что с раннего детства создается базис воспитания и образования в человеке. Однако некоторые растрачивают это время в прогулках и играх, а другие дети усиленно трудятся над повышением своих знаний и способностей. Именно к последним относился и Александр Сергеевич Пушкин. Родился будущий писатель в 1799 г.
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА

Литература и творчество для Александра Сергеевича Пушкина с самого детства стали смыслом существования. Неугомонный мальчик, воспитанию которого практически не уделялось никакого внимания, Пушкин самостоятельно много читал, без принуждения интересовался литературой и поэзией, писал небольшие эпиграммы и стихотворения.

ЛИЦЕЙ

Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми.

ПИКОВАЯ ДАМА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Классическим произведением отечественной литературы, что прочно ассоциируется с именем Пушкина, стал «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продолжалась почти всю жизнь поэта...


Барышня - крестьянка

Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний». Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считаю...

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН


ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Введение

хронология работ П над ЕО. Проблема прототипов.

Определение прототипов , тех или иных персонажей ЕО занимало, как читателей ,

так и исследователей.

В связи с этим можно оставить без внимания рассуждения вроде: «Был ли у

Татьяны Лариной реальный прототип? На протяжении многих лет ученые-пушкинисты

не пришли к единому решению. В образе Татьяны нашли воплощение черты не

одной, а многих современниц Пушкина. Может быть, мы обязаны рождением этого

образа и черноокой красавице Марии Волконской, и задумчивой Евпраксии

Вульф...

Но в одном сходятся многие исследователи: в облике Татьяны - княгини есть

черты графини, которую вспоминает Пушкин в „Домике в Коломне". Юный Пушкин,

живя в Коломне, встречал молодую красавицу графиню в церкви на Покровской

площади...»

Образ Ленского расположен несколько ближе к периферии романа, и в этом смысле

может показаться, что поиски определенных прототипов здесь более обоснованны.

Однако энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведенное Ю. Н.

Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233— 294), лучше всего убеждает в

том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный

прототип к убедительным результатам не приводят.

Иначе строится в романе (особенно в начале его) литературный фон: стремясь

окружить своих героев неким реальным, а не условно-литературным пространством,

П вводит их в мир, наполненный лицами, персонально известными и ему, и

читателям. Это был тот же путь, по которому шел Грибоедов, окруживший своих

героев толпой персонажей с прозрачными прототипами.

Очерк дворянского быта онегинской поры

Известное определение Белинского, назвавшего ЕО «энциклопедией русской

жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представдений в структуре

пушкинского романа.

В „Евгении Онегине" перед читателем проходит серия бытовых явлений,

нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев».

Хозяйство и имущественное положение.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение

поместьями и крепостными крестьянами составляло одновременно сословную

привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и

престижа. Это, в частности, приводило к тому, что стремление увеличивать

число душ доминировало над попытками повысить доходность поместья путем

рационального землепользования.

Герои ЕО довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного

положения. Отец Онегина «промотался» (1, III, 4), сам герой романа, после

получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком:

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный... (1.LIII . 10—11)

.Характеристика Ленского начинается с указания, что он «богат» (2, XII, 1).

Ларины же не были богаты.

Повышение доходности хозяйства путем увеличения его производительности

противоречило как природе крепостного труда, так и психологии дворянина-

помещика, который предпочитал идти по более легкому пути роста крестьянских

повинностей и оброков. Давая единовременный эффект повышения дохода, эта мера

в конечном итоге разоряла крестьян и самого помещика, хотя умение выжимать из

крестьян деньги считалось среди средних и мелких помещиков основой

хозяйственного искусства. В ЕО упомянут

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков (5,XXVI. 3—4).

Рационализация хозяйства не вязалась с природой крепостного труда и чаще

всего оставалась барской причудой.

Более верными способами «подымать доходы по расходам» были различные формы

пожалований от правительства

Причиной образования долгов было не только стремление «жить по-дворянски», то

есть не по средствам, но и потребность иметь в своем распоряжении свободные

деньги. Крепостное хозяйство — в значительной мере барщинное — давало доходы

в виде продуктов крестьянского труда {простой продукт» — 1, VII, 12), а

столичная жизнь требовала денег. Сбывать сельскохозяйственные продукты и

получать за них деньги было для обычного помещика, особенно богатого

столичного жителя, ведущего барский образ жизни, непривычно и хлопотно.

Долги могли образоваться от частных займов и заклада поместий в банк

Жить на средства, полученные при закладе имения, называлось «жить долгами».

Такой способ был прямым путем к разорению. Предполагалось, что дворянин на

полученные при закладе деньги

приобретет новые поместья или улучшит состояние старых и, повысив таким

образом свой доход, получит средства на уплату процентов и выкуп поместья из

заклада. Однако в большинстве случаев дворяне проживали полученные ) в банке

суммы, тратя их на покупку или строительство домов в столице, туалеты, балы

(«давал три бала ежегодно» —1,111,3— для не слишком богатого дворянина, не

имеющего в доме дочерей-невест, три бала в год — неоправданная роскошь). Это

приводило к перезакладыванию уже заложенньх имений, что влекло за собой

удвоение процентов, которые начинали поглощать значительную часть ежегодных

доходов от деревень. Приходилось делать долги, вырубать леса, продавать еще

не заложенные деревни и т. д.

Неудивительно, что, когда отец Онегина, который вел хозяйство именно таким

образом, скончался, выяснилось, что наследство обременено большими долгами:

В этом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя

долги отца или отказаться от него , предоставив кредиторам самим улаживать

счеты между собой. О. Пошел по второму пути.

' Получение наследства было не последним средством поправить расстроенные

дела. Молодым людям охотно верили в долг рестораторы, портные, владельцы

магазинов в расчете на их «грядущие доходы» (V, 6). Поэтому молодой человек

из богатой семьи мог без больших денег вести в Петербурге безбедное

существование при наличии надежд на наследство и известной беззастенчивости.

образование и служба дворян

Характерной чертой домашнего воспитания был француз –гувернер.

Русский язык, словестность и историю , а так же танцы , верховную езду и

фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали « по билетам»

.Учитель сменял гувернера..

Француз-гувернер и фручитель редко серьезно относились к своим педагогическим

обязанностям

Если в XVIII в. (до французской революции 1789 г.) претендентами на

учительские места в России были, главным образом, мелкие жулики и

авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных

занятий, то после революции за границами Франции оказались тысячи

аристократов-эмигрантов и в России возник новый тип учителя-француза.

Альтернотивой домашнему воспитанию , дорогому и малоудовлетворительному ,

были частные пенсионы и государственные училища . Частные пансионы, как и

уроки домашних учителей , не имели ни одной общей программы , ни каких-либо

единых требований.

На другом плюсе находились плохо организованные провинциальные пансионы.

В значительно большем порядке находились государственные учебные заведения.

Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному

поприщу. По указу 21 марта 1805 г. в обеих столицах и ряде провинциальных

городов (Смоленске, Киеве, Воронеже и др.) были открыты начальные военные

училища в количестве «15 рот». В них зачислялись дети «от 7 до 9-летнего

возраста,

'Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что

отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное

объяснение: болезнь или физический недостаток, скупость родичей, не дававшую

определить сына в гвардию Большинство штатских чиновников или неслужащих дворян

имели в своей биографии хотя бы краткий период, когда они носили военный

мундир. Достаточно просмотреть список знакомых П, чтобы убедиться, что

он был и в Петербурге после Лицея, и в Кишиневе, и в Одессе окружен военными —

среди его знакомых лишь единицы никогда не носили мундира.

Штатскими высшими учебными заведениями были университеты. В нач XIX в их было

5 : Московский Харьковский, Дерптский Виленский, Казанкий .

Онегин, как уже было сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло

его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16—17 лег. Но то,

что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего

чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников

Неслужащий дворянин формально не наршал закон империи. Однако его положение в

обществе было особым

Правительство также весьма отрицательно смотрело на уклоняющегося от службы и

Не имеющего никакого чина дворянина. И в столице, и на почтовом тракте он

должен был пропускать вперед лиц, отмеченных чинами

Наконец, служба органически входила в дворянское понятие чести, становясь

ценностью этического порядка и связываясь с патриотизмом. Представление о

службе как высоком служении общественному благу и противопоставление ее

прислуживанию «лицам» (это чаще всего выражалось в противопоставлении

патриотической службы отечеству на полях сражений прислуживанию «сильным» в

залах дворца) создавало переход от Дворянского патриотизма к декабристской

формуле Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

Итак, складывалась мощная, но сложная и внутренне противоречивая традиция

отрицательного отношения к «неслужащему дворянину».

Однако была и противоположная (хотя и значительно менее сильная) традиция.

Однако, пожалуй, именно Карамзин сделал впервые отказ от государственной

службы предметом поэтизации в стихах, звучавших для своего времени достаточно

дерзко:

... войне добра не видя,

В чиновных гордецах чины вознснавидя,

Вложил свой меч в ножны

(«Россия, торжествуй, —сказал я, —без меня'»)...

То, что традиционно было предметом нападок с самых разных позиций, ,

неожиданно приобретало контуры борьбы за личную независимость, отстаивания

права человека самому определять род своих занятий, строить свою жизнь ,

независимо от государственного надзора или рутины протоптанных путей. Право

не служить, быть «сам большой» (VI, 201) и оставаться верным ' «науке первой»

— чтить самого себя (III, 193) стало заповедью зрелого П. . Известно, как

упорно заставлял Николай 1 служить Вяземского в министерстве финансов,

Герцена — в провинциальной канцелярии, Полежаева — в солдатах и к каким

трагическим последствиям привела самого П придворная служба.

В свете сказанного видно, во-первых, что то, что Онегин никогда не служил, не

имел чина, не было неважным и случайным признаком — это важная и заметная

современникам черта. Во-вторых, черта эта по-разному просматривалась в свете

различных культурных перспектив, бросая на героя то сатирический, то глубоко

интимный для автора отсвет.

Не менее бессистемный характер носило образование молодой дворянки. Схема

домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика-

дворянина: из рук крепостной нянюшки, заменявшей в этом случае крепостного

дядьку, девочка поступала под надзор гувернантки — чаще всего француженки,

иногда англичанки.

Наиболее известными государственными учебными заведениями этого С типа были

Смольный институт благородных девиц и аналогичный ему Екатерининский институт

(оба в Петербурге

П колебался в том, какой тип воспитания дать дочерям Прасковьи Лариной.

Однако глубокая разница в отношении автора к героиням этих двух произведений

исключала возможность одинакового воспитания. Первоначально П думал вообще

дать своим героиням чисто отечественное образование:

Показательно, однако: засвидетельствовав, что Татьяна в совершенстве знала

французский язык, и, следовательно, заставив нас предполагать наличие в ее

жизни гувернантки-француженки, автор предпочел прямо не упомянуть об этом ни

разу.

Подчеркивая в поведении Татьяны естественность, простоту, верность себе во

всех ситуациях и душевную непосредственность, П не мог включил» в воспитание

героини упоминание о пансионе.

Интересы и занятия дворянской женщины.

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и

значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком

бытового разговора на одном-двух , умением танцевать и держать себя в

обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо

музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки

привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. 'В брак молодые

дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые XVIII в. замужества

14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным

возрастом для брака сделались 17—19 лет. Однако сердечная жизнь, время первых

увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше.

Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-

крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или

провинциальную сплетницу. Вот как выглядели провинциальные дамы в 1812 г.,

увиденные глазами умной и образованной москвички М. А, Волковой,

обстоятельствами военного времени заброшенной в Тамбов: «Все с претензиями,

крайне смешными. У них изысканные, но нелепые туалеты, странвый разговор,

манеры как у кухарок; притом они ужасно жеманятся, и ни у одной нет

порядочного лица. Вот каков прекрасный пол в Тамбове!» (Двенадцатый год в

воспоминаниях и переписке современников

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие се от

окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения

службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать

на психологию любого мужчины из этой социальной Группы/Дворянская женщина

начала *** в. значительно меньше была втянута в систему спужебно-

государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую

личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных

пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия

дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать

разницей в чинах, обращаясь к сановникам иди даже к императору.

Поэтому не случайно то, что после 14 декабря 1825 г., когда мыслящая часть

дворянской молодежи была разгромлена, а новое поколение интеллигентов-

разночинцев еще не появилось па исторической арене, именно женщины-

декабристки выступили в роли хранительниц высоких идеалов независимости,

верности и чести.