Главная    Значения А. Пушкина    Биография    Творчество А.С. Пушкина и музыка    Другие о Пушкине     Фото
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
Помимо поэзии Пушкина занимало так же написание драматических произведений. Начал автор писать свои драмы...
ПОЭЗИЯ
Поэтическое богатство А.С. Пушкина велико и разнообразно. Пушкин стал сочинять первые стихи еще в возрасте 8 лет.
ПРОЗА
Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений.
 
автошкола, в которой за каждым автомобилем закреплен водитель.
 
ДЕТСТВО
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
ЛИЦЕЙ
ИЗГНАННИЧЕСТВО
СЕМЬЯ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
ПЕТЕРБУРГ
В СЕЛЬ МИХАЙЛОВСКОЕ
ЖЕНИТЬБА
КОНЧИНА
ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
ПОЭЗИЯ
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ШУТКИ И ОСТРОТЫ А.С. ПУШКИНА
ПРОЗА
«ПИКОВАЯ ДАМА»
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПУШКИН
НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА
ДЕТСТВО

Известно, что с раннего детства создается базис воспитания и образования в человеке. Однако некоторые растрачивают это время в прогулках и играх, а другие дети усиленно трудятся над повышением своих знаний и способностей. Именно к последним относился и Александр Сергеевич Пушкин. Родился будущий писатель в 1799 г.
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА

Литература и творчество для Александра Сергеевича Пушкина с самого детства стали смыслом существования. Неугомонный мальчик, воспитанию которого практически не уделялось никакого внимания, Пушкин самостоятельно много читал, без принуждения интересовался литературой и поэзией, писал небольшие эпиграммы и стихотворения.

ЛИЦЕЙ

Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми.

ПИКОВАЯ ДАМА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Классическим произведением отечественной литературы, что прочно ассоциируется с именем Пушкина, стал «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продолжалась почти всю жизнь поэта...


Барышня - крестьянка

Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний». Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считаю...

Агентство недвижимости Комфорт - . Наращивание натуральных волос.
Ищете лучший курс обмена е-денег: . Выгодный обмен webmoney(wmz,wmr).
НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА


НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПУШКИНА

Музыка и Пушкин(лицей, петербург)

Лицей (1811-1817)

19 октября 1811 года - открытие Царскосельского лицея. Пушкин в лицее. Обстановка непривычная. Много нового. Лицейская жизнь вносит оживление в область музыкальных интересов Пушкина. Друг Пушкина Илличевский писал: "Песня и музыка - почти единственное удовольствие в жизни лицеистов". Директор лицея Энгельгардт, преподаватель музыки Теппер расширили знакомство лицеистов с салонной музыкой. Теппер - пианист и композитор - проводил музыкальные вечера. Друг Пушкина Плетнев назвал Теппера "вдохновенным стариком". Лицейский приятель Пушкина Модест Андреевич Корф, осветивший жизнь и творчество поэта в "Записках", писал: "Теппер - хороший учитель хорового пения... перелагал с разными вариациями и облегчениями концерты Бортянского". И дальше Корф пишет: Мы "имели уже постоянный хор и в летние вечера певали у директора на балконе". Отголосками посещений Пушкиным вечеров Теппера стали стихотворения: "Слово милой" ("Я Лилу слышал у клавира"), "К Батюшкову".

В Лицее одним из любимых препровождении времени было исполнение так называемых "национальных песен" - сочиняемых лицеистами шутливых куплетов о товарищах и воспитателях. Пелись они на мелодии известных тогда песен. Пущин писал: "Пушкин постоянно и деятельно... импровизировал так называемые народные песни", то есть на мелодию ходовой песни Пушкин и его друзья писали злободневные сатирические стихи.

Тот же Илличевский писал: "В летние месяцы первым и почти единственным удовольствием были вечерние гулянья, в саду музыка, иногда театр". В Царском Селе был домашний театр графа В. Толстого, артистами которого были крепостные. В этом театре Пушкин мог познакомиться с текущим оперным репертуаром. В стихотворениях 1814 г., 1815 г. "Послание к Наталье" и "Послание молодой актрисе" упоминаются действующие лица опер Соколовского-Фомина ("Мельник-колдун, обманщик и сват"), Паизиелло ("Севильский цирюльник").

В ноябре 1815 года Пушкин записал в своем лицейском дневнике: "Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! - Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!" Это девушка впервые пробудила любовь в юном поэте. О ней писали и пушкинские товарищи-лицеисты С.Д. Комовский и И.И. Пущин. Младший брат Бакуниной был товарищем Пушкина по Лицею. Она его часто навещала, всегда бывала на Лицейских балах. Вот слова Комовского: "Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи".

Она училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Бакунина оставила заметный след в творчестве Пушкина. Ей посвящены стихотворения "Итак, я счастлив был" (1815), "К живописцу" (1815), лирический цикл 1816 года - "Окно", "Разлука", "Слово милой" и другие, навеянные безнадежной любовью. Сразу же после написания Пушкиным стихотворения "К живописцу" лицейский друг поэта Н. Корсаков написал одноименный романс. Романс Корсакова "К живописцу" - первый романс на стихи Пушкина. Николай Александрович Корсаков (1800-1820) был одним из самых способных воспитанников первого выпуска Царскосельского лицея. Участвовал в литературных занятиях лицеистов, писал сатирические стихи, сотрудничал в рукописных журналах. Товарищи более всего ценили в Корсакове его музыкальные способности. Он прекрасно пел, виртуозно играл на гитаре, сочинял музыку. Им написаны романсы на слова Пушкина: "О Делия драгая", "Вчера мне Маша приказала", "К живописцу" и "Гроб Анакреона". Еще в лицее Пушкин посвятил своему товарищу строфу в "Пирующих студентах": "Приближься, милый наш певец, любимый Аполлоном! Воспой властителя сердец гитары тихим звоном". Корсаков окончил Лицей с серебряной медалью, поступил в Коллегию иностранных дел в 1819 году, причисленный к римской миссии уехал в Италию, где умер от чахотки. За час до смерти, по словам современника, Корсаков сочинил надпись для своего памятника и сам начертил ее крупными буквами: "Прохожий! Поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умереть далеко от друзей". Романс "К живописцу" - образец городского романса.

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение "Слеза". Оно связано с увлечением Бакуниной. Лицейский товарищ Пушкина М.Л. Яковлев пишет музыку на эти стихи.

М.Л. Яковлев обладал многосторонними дарованиями. Он писал басни, участвовал в издании рукописных журналов, написал вместе с Пушкиным комедию "Так водится на свете" (не сохранилась). Яковлев сочинял романсы на слова Пушкина и Дельвига, обладал редкой способностью имитировать людей, за что товарищи прозвали его "паясом" и "комедиантом". По окончании лицея Яковлев поступил на службу в департамент Правительствующего сената в Москве, с января 1827 года служил во II отделении его императорского величества канцелярии (у М.М. Сперанского) и с 1833 по 1840 год был директором типографии этого отделения, где печаталась "История Пугачевского бунта". С Пушкиным он общался на вечерах у А.А. Дельвига и М.И. Глинки и на празднованиях годовщины основания Лицея (1828, 1832, 1834, 1835, 1836). "Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить? Наш круг редеет..." (из письма Матюшкина Яковлеву от февраля 1837 года из Севастополя). Помимо "Слезы" Яковлев написал еще два романса на слова Пушкина: "Признание" и "Зимний вечер". Впервые романс "Слеза" опубликован в альманахе "Мнемозина" от 1824 года. При жизни Пушкина стихотворение положил на музыку еще и Алябьев.

Иван Пущин рассказывал, как Пушкин вместе с друзьями-лицеистами ходил слушать полковой оркестр, игравший перед вечерней зарей. Подобные музыкальные воспоминания запечатлелись в стихотворении Пушкина 1829 года "Зорю бьют".

В Лицее Пушкин продолжал знакомиться с народной песней. Корф вспоминал, что в библиотеке Лицея была книга старинных русских песен Кирши Данилова, с которой был знаком и Пушкин. В Лицее начинается знакомство и с городским фольклором. Как результат - создание стихотворения "Под вечер осенью ненастной". Это стихотворение-романс было подхвачено многими музыкантами и прочно вошло в городской быт.

Петербург (1817-1820)

Этот период полон ярких театральных впечатлений. Театральный мир - трагедия, комедия, балет - занимали у Пушкина в это время видное место в жизни. Однако известное письмо из Одессы брату Льву подчеркивает и значительность петербургских оперных воспоминаний: "Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину, и, ей-богу, обновили мою душу" (письмо Пушкина от 24 августа 1823г.) Этой "стариной" могла быть только петербургская опера. Достоверных данных о посещении Пушкиным концертов Филармонического общества в Петербурге не сохранилось. Но Пушкин не раз присутствовал в петербургских гостиных на выступлениях приезжих певцов и светских любителей. На этих вечерах исполнялись главным образом арии и романсы из текущего оперного репертуара. Известно, что в 1819 году в бенефис A.M. Колосовой, 8 декабря, он слушал игру знаменитого пианиста Д. Филда. По воспоминаниям, у Пушкина завязалось знакомство с Верстовским, Алябьевым, Улыбышевым, по-видимому, в пределах "светских" отношений.

В незаконченной заметке 1819 года "Мои замечания об русском театре" Пушкин собирался разобрать "отдельно трагедию, комедию, оперу и балет". Пушкин обнаруживает тонкую и подлинную музыкальную наблюдательность. "Часто певец или певица, заслуживающие любовь нашей публики, фальшиво дотягивают арию", - пишет он.

В конце второго десятилетия XIX века в Петербургском театре исполнялись оперы: Изуара "Жоконд", Керубини "Водовоз", Мегюля "Иосиф", Моцарта "Волшебная флейта", "Похищение из сераля"...

В Петербурге Пушкин познакомился с Верстовским. Дружба между ними длилась много лет. В данный период были возможны встречи Пушкина с Алябьевым, так как оба они в это время находились в Петербурге. Знакомство Алябьева с Пушкиным могло произойти в кружке А.А. Шаховского, где композитор часто бывал и сблизился с Грибоедовым. В Сибири Алябьев создал на тексты Пушкина девять романсов, изданных впервые "под титлом" "Северный певец". После смерти поэта он написал музыку к драме "Русалка" (1838), а также оперу "Кавказский пленник" и еще шесть романсов на слова Пушкина. Среди романсов, написанных Алябьевым при жизни Пушкина, интерес представляет романс "Два ворона". Стихотворение Пушкина "Ворон к ворону летит" (1828 г.) представляет собой свободный стихотворный перевод шотландской народной песни. Оно впервые было опубликовано под заглавием "Два ворона" в альманахе А.А. Дельвига "Северные цветы на 1828 год". Спб. 1828. Помимо Алябьева это стихотворение положили на музыку Виельгорский и Верстовский. Но об этом позже.

Пушкин, будучи членом общества "Зеленая лампа", не мог не общаться с Улыбышевым. О встрече Пушкина с Улыбышевым у Карамзиных свидетельствует А.О. Смирнова. Она говорит о беседах Улыбышева, написавшего биографию Моцарта, и Пушкина о Моцарте. В эти годы в доме А. Оленина поэт встречается с его племянницей А. Полторацкой, в замужестве Керн. В своих "Воспоминаниях" Керн пишет: "В минуты рассеянности он напевал какой-нибудь стих. Как-то он читал нам своих "Цыган". Я была в упоении, как от певучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический".