Петербург в жизни Пушкина.
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни –лучшие годы юности и годы
зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных
житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка – дуэль на Черной речке
как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им
воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных
произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это
был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время –
столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним
жандармерией (во главе с А.Х.Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту;
чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений),
оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь
различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.
С одной стороны, известное всем со школьной скамьи:
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса".
(из "Медного всадника")
С другой – "свинский Петербург" и
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.
или из письма Н.М.Языкову в Дерпт от 14 июня 1928 г.[8, стр.20]
“.И я с веселою душою
Оставить был совсем готов
Неволю Невских берегов –
И что ж? Гербовые заботы
Схватили за полы меня
И на Неве, хоть нет охоты,
Окованным остался я.
Ах, юность, юность удалая!
Могу ль тебя не пожалеть?
В долгах, бывало, утопая,
Заимодавцев избегая,
Готов я всюду был летать,
Теперь докучно посещаю
Своих ленивых должников
И тяжесть денег и годов,
Остепенившись, проклинаю", то есть можно говорить о Петербурге величественном
и низком, Петербурге юности А.С.Пушкина и восприятии его же в зрелые годы.
Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда
двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное
заведение – Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году
жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около
года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: "Видел я трех царей: первый велел
снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку". (1801 г.) Он приехал
вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и
приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в
считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута.
Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую
Москву! (Много позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой он напишет: "Не
люблю я твоей Москвы!") После пестрой Москвы Петербург поразил его своей
величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены)
проходили в доме самого министра народного просвещения графа
А.К.Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме
своего деда, направился к Пушкину, "как к ближайшему соседу". "С той поры, -
вспоминал он, - установилась и постепенно росла наша дружба." Он же вспоминал
о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, "многое прочел, о чем мы
и не слыхали, все, что читал, помнил". Случилось так, что приехав в Петербург
в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных. Спустя
четверть века поэт снова оказался на Мойке – в доме Волконских. И этот,
соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем. Осенью 1811 года (19
октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом.
"Безбожно молодого человека держать взаперти." – жаловался Пушкин в письме к
Вяземскому за год до выпуска из лицея [3, стр.209]. Наконец, наступил
долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в
квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную
жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится
голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё –
и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и "Арзамас". Заветное в
начале XIX века слово "театр" рождает у Пушкина желание воспеть это славное
детище русской культуры в романе "Евгений Онегин" и ключом к "онегинскому"
Петербургу является театр:
"Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младовой Семеновой делил,
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рай."
Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, - это
декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и
добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной
(1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее
спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму. Пушкин знакомится с
членами тайных антиправительственных организаций – с Рылеевым, Каховским,
Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Постоянно бывает на
литературных "субботах" у Жуковского вместе с Крыловым, Гнедичем и
Батюшковым; вводит в круг признанных корифеев своих лицейских друзей –
Дельвига и Кюхельбекера. Пущин Жано осуждал жизнь Пушкина этого периода,
наблюдая, например, за поведением Пушкина в театре, Пущин недоумевал и
досадовал, видя, как тот, "либеральный по своим воззрениям", искал внимания у
светских "львов",. "желалось, чтобы он (Пушкин), наконец, настоящим образом
взглянул на себя и понял свое призвание". К огорчению друзей, Пушкин слишком
часто проводит дни и ночи в обществе петербургских "прелестниц" и повес.
"Пушкин здесь – весь исшалился.", "Праздная леность, как грозный истребитель
всего прекрасного и всякого таланта, парит над Пушкиным." - встревоженно
сообщал Вяземскому их общий друг А.И.Тургенев. Но именно в этот период Пушкин
создал поэму "Руслан и Людмила" и по прочтении ее в доме у Жуковского получил
портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: "Победителю – ученику от
побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил
свою поэму "Руслан и Людмила". 1820 марта 26 великая пятница. Пушкин стал
певцом декабристов, певцом свободы. Ода "Вольность", эпиграммы на графа
Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова
".наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в
несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней
Петербургом вытверживались наизусть" [3, стр.213]. И все – разом,
катастрофически мгновенно – рухнуло 14 декабря. Декабристский город был
повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней
самодержавия и оплотом своего правления.
Пушкин за оду "Вольность" был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года.
Вернулся после ссылки ровно через семь лет – в мае 1827 года уже в Петербург
императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом
Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в
это время Пушкин утверждал: в 1818 году "строгость правил и политическая
экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг – нам было
неприлично танцевать и некогда заниматься дамами. Теперь это все
переменилось, - французская кадриль заменила Адама Смита." [6, стр.543].
Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута – это
жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего
семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:
"Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит".
Свою новую жизнь в столице Пушкин начал радостно, чувствуя себя легко и
свободно, поверив обманчивым обещаниям Николая I (ему обещана была даже
свобода от цензуры: Письмо Пушкина к А.Х.Бенкендорфу от 17 августа 1828 г.[7,
стр. 25]). Однако вскоре поэту пришлось убедиться, что свобода его мнимая,
что он связан по рукам и ночам, как, может быть, никто из его современников.
О каждом своем шаге он должен был докладывать царю, на все просить разрешения
через шефа жандарма Бенкендорфа. Если же Пушкин осмеливался ослушаться, то
получал письма с предупреждениями, выговорами, просьбой явиться для отчета к
Бенкендорфу:
письмо от 17 марта 1830 г. Бенкендорфа к Пушкину (г.Петербург):
"Милостивый государь, Александр Сергеевич!
К крайнему моему удивлению, услышал я, по возвращении моем в Петербург, что
Вы внезапно рассудили уехать в Москву, не предверя меня, согласно с
сделанным между нами условием, о сей Вашей поездке. Поступок сей принуждает
меня Вас просить о уведомлении меня, какие причины могли Вас заставить
изменить данному мне слову?." [7, стр. 70].
О душевном состоянии Пушкина этой поры говорят воспоминания его новых друзей:
".В нем было заметно какое-то грустное беспокойство, какое-то первенство
духа. По многим признакам я мог убедиться, что покровительство и опека
императора – Николая Павловича тяготили его и душили". Светское общество его
раздражало: ". пошлость и глупость обеих наших столиц равны, хотя и
различны"; ". шум и сутолока Петербурга мне стали совершенно чужды – я с
трудом переношу их", - писал он П.А.Осиповой в Тригорское; а московскому
другу С.Д.Киселеву: "В Петербурге тоска, тоска.".
Противоречивое отношение к столице – притягивание и отталкивание –
сопровождает поэта на всем его жизненном пути. "Петербург уже кажется мне
страшно скучным, и я хочу сократить насколько возможно мое пребывание в нем",
- пишет он Н.Н.Гончаровой, а через несколько месяцев Плетневу: "Москва мне
слишком надоела", и снова жене: ". меня тянет в Петербург. – Не люблю я твоей
Москвы".
На Пушкина писались доносы. Об одном из них он упоминает в письме к
Вяземскому П.А. от 1 сентября 1828 года из Петербурга: ".Ты зовешь меня в
Пензу, а того и гляди, что я поеду далее,
Прямо, прямо на восток.
Мне навязалась на шею преглупая шутка.
До правительства дошла наконец Гаврилиада; приписывают ее мне; донесли на меня,
и я вероятно отвечу за чужие проказы, если кн. Дм.Горчаков не явится с того
света отстаивать права на свою собственность. Это да будет между нами.".