Женщины Пушкина
Женщины Пушкина. Он любил и был любим. Женщина погубила его. Многие женщины умирали от любви к нему.
В блестящих петербургских залах его принимали не только за блеск таланта и умение быть «садовником строк в своем саду», но и за то, что отдаваясь тому или иному чувству, Пушкин всего себя вкладывал в это чувство.
Если присмотреться, то известный всем «донжуанский список» его увлечений живо рисует нам богато одаренную в сексуальном смысле натуру и пламенный темперамент. Самые разнородные чувства уживались в этом удивительном характере: и «бесстыдное бешенство желаний», внушаемое мессалинами типа Закревской, и нежная, полуплатоническая симпатия к милому подростку, каким была Катенька Вельяшева, и светлое преклонение перед «мадонной», воплощением которой для него стала Н. Н. Гончарова (Пушкин называет ее "любовью №113"!), и могучая, отравленная ревностью страсть, которую он испытал к Амалии Ризнич и Собаньской, и вечный благоговейный трепет при воспоминании об одной из всех, единственной и таинственной любимой женщине, которую поэт зашифровал буквами NN.
Пушкин, как известно, обожал шумные светские вечера, окружение великосветских дам. О женской любви, женской ласке поэт всегда мечтал, как о последнем прибежище, как о надежном щите против превратностей судьбы. Но именно женщина и явилась одной из причин его гибели; скорее всего, даже и не причиной, а поводом.
Пушкин в любви не был амебой. Ни у кого из поэтов не выражены с такой силой тоска по женской любви, так глубоко не описаны муки и радости, вызываемые слабым полом. Любовные мотивы поэта звучат в его поэзии всесокрушающе.
Пушкин очень любил легкий флирт, ни к чему не обязывающий обе стороны. Но когда ему не удавалось удержать нарождающееся чувство в должных границах, когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала, как тяжелая болезнь, сопровождаемая бурными пароксизмами. Ему нужно было физическое обладание, и он подчас готов был буквально сойти с ума в тех случаях, когда женщина оставалась недоступной.
Одна мелкая, нехарактерная черта показывает, как сильно плотское начало было выражено в любовных порывах Пушкина: образ женской ноги всего ярче зажигал его эротическую фантазию. Многочисленные памятники этого своеобразного пристрастия сохранились в его стихах; о том же говорят весьма выразительные рисунки, набросанные в черновых рукописях
Пушкин потерял счет своим забавам, то глубоким и мучительным, то несерьезным и легкомысленным. Любовь к женскому телу, женской ласке, женскому обаянию была всегда в бездонном омуте его души до самой могилы. Иногда она оставляла его, но ненадолго, лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой — «и сердце вновь горит и любит — оттого, что не любить оно не может», — писал Пушкин в самом проникновенном своем стихотворении.
Еще будучи лицеистом, Александр окунался в пирушки молодых гусаров, на которых сполна отдавал дань Бахусу и Венере, волочась за очаровательными горничными, а в стихотворениях этого периода выразил обуревающие его страсти с искренней силой и откровенностью. Все эти Натальи, Делии, Лаисы, Лиды и прочие имена актрис и субреток, действительные или вымышленные, заполняют страницы его юношеских стихотворений.
Поэт был не очень разборчив: в его «коллекции» нашлось место и знатным дамам, и крепостным актрисам, бесстыжим блудницам и совращенным девственницам, мамашам под сорок лет и их юным дочерям, знакомым и малознакомым женщинам, родственницам, ветреным барышням, женам его лучших друзей и т.д.
«Женщинам Пушкин нравился, — вспоминает брат поэта, — он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своем. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив». Его друг по амурным похождениям в Тригорском, Алексей Николаевич Вульф, верно отмечает какую-то бесовскую привлекательность поэта: «Пушкин говорит очень хорошо; пылкий проницательный ум обнимает быстро предметы; но эти же самые качества причиною, что его суждения об вещах иногда поверхностны и односторонни. Нравы людей, с которыми встречается, узнает он чрезвычайно быстро: женщин же он знает, как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного». С одной стороны, он увлекал их блеском своего ума, веселостью, непринужденностью в разговоре, остроумием и какой-то особенной вдохновенностью выражения своих мыслей.
Пушкин сам сознавал свою некрасивость. А вот что записала в своем дневнике в 1836 году графиня Д.Ф. Фикельмон: «... невозможно быть более некрасивым — это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде». Но поэт был настолько очарователен с женщинами, что многие находили его внешне привлекательным и даже красивым.
Неудивительно, что первыми женщинами на его пути были гризетки, актрисы и веселые девицы, т.е. женщины, на которых общество смотрело как на источник удовольствия, но к которым нельзя испытывать чувство любви. Но именно им отдал Пушкин всю свою нарождающуюся, бурную, выливающуюся через край сексуальную энергию юности. Жуткие венерические болезни приковывали поэта к постели.
Поэт, при несколько потребительском отношении к женщине, воспевал это прекрасное создание в своих стихах. Все лучшее, созданное поэтом, — это его любовная лирика.