Женщины в жизни и творчестве а. Пушкина
рассказывает Ольга Боброва
Великий русский писатель Николай Гоголь, хорошо знавший Пушкина, утверждал: "Поэзия была для него святыня - точно какой-то храм... ничего не вносил он туда необдуманного, опрометчивого из собственной жизни своей... А между тем всё там до единого есть история его самого. Но это ни для кого незримо. Читатель услышал одно только благоуханье...".
Стихи, посвященные женщинам, которых поэт любил, чьей красотой восхищался, с которыми дружил, делился горестями и заботами, по праву считаются шедеврами мировой лирики. Вдохновенных стихотворений, адресованных женщине, у первого поэта России великое множество. Многие из них предварены именем той, которой они посвящены. Другие женские имена и образы не столь явно угадываются за строками любовной лирики поэта. Кто же они, его Музы? Наверное, нелишне будет отдать дань этим прекрасным созданиям в юбилейный год, когда мир отмечает 200-летие со дня рождения Александра Пушкина.
Самое известное стихотворение, воплощенное в музыке великим русским композитором Михаилом Глинкой, посвящено Анне Керн. Еще одно знаменитое стихотворение адресовано Анне Олениной - девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой. Выросшая в семье крупного петербургского сановника, президента Академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью. В начале 1829 года Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно считается, получил отказ. Вот тогда-то, как прощание, и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание романса, до сих пор пользующегося у певцов и конечно же слушателей огромной популярностью. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе Пушкина на Анне Олениной. Надежда Кондакова - поэт и глубокий знаток творчества Пушкина - предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Надежды Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
"Нравы людей, с которыми встречается, Пушкин узнает черезвычайно быстро. Женщин же он знает как никто", - уверял приятель поэта Алексей Вульф. А среди особ прекрасного пола, окружавших поэта, были не только светлые личности. Недаром Анна Ахматова - великая поэтесса 20 века - обмолвилась однажды: "В 1828 году около Пушкина был Ангел в виде Олениной и вамп в виде двух дам: Закревской и Собаньской". Той самой Каролины Собаньской, блистательной красавицы юга, которой адресованы страстные мадригалы Пушкина. Почти целое десятилетие она периодически появлялась в жизни поэта, каждый раз разжигая в нем сильнейшее чувство. "Сегодня 9-ая годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз, - пишет ей Пушкин. - Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами". И надо же было судьбе распорядиться так, что подобное признание адресовано женщине, тайно доносившей на поэта в политический сыск, ведь вольнолюбивый Пушкин всегда находился под подозрением и слежкой. Имя Каролины Собаньской в пушкиноведении связывают с некоей загадкой его биографии, которая получила название "утаенная любовь". Эти слова Пушкин написал сам в Посвящении к поэме "Полтава". К кому обращено это Посвящение, кто эта "утаенная любовь"? Исследователи называют множество женских имен: Каролину Собаньскую, Марию Раевскую - дочь генерала, героя войны 1812 года против Наполеона, Марию Голицыну - внучку знаменитого русского полководца Суворова, Софью Потоцкую-Киселеву, происходившую из знатного польского рода, Наталью Кочубей - дочь царского вельможи, Елизавету Воронцову - жену генерал-губернатора южных земель России... Каждая из историй, связывающих эти имена с Пушкиным, прекрасна и захватывающа. Каждой из женщин посвящено немало гениальных строк. Но никто из них не любил поэта так самозабвенно и беззаветно, как милая, скромная провинциальная барышня Анна Вульф. На глазах у нее в 1824 году разыгрывался роман Пушкина с Анной Керн, поэт ухаживал и за другими девушками. Чувство Анны оставалось без ответа. И все же обратимся к версии Надежды Кондаковой. "Пушкин принял любовь Анны Вульф, - считает она. - И не будучи сам охвачен сильным чувством, все-таки подарил ей короткое счастье. Анна же сохранила привязанность к поэту на всю жизнь. Известно письмо Пушкина от 16 октября 1829 года. Он пишет: "В Малинниках я застал одну Анну Вульф". Это написано в тот день, когда Пушкин приехал из Москвы в имение Малинники в 200 километрах от столицы. И пробыл в нем ни много ни мало - полтора месяца. Он здесь замечательно поработал, написал главу романа "Евгений Онегин", серию стихов. В одном из стихотворений, которое обычно не относят к любовной лирике, есть строки, косвенно указывающие на близкие отношения поэта и Анны Вульф. Полтора месяца в уединении, под одной крышей с женщиной, которая так любит... Разве нужно что-то добавлять", - заключает Надежда Кондакова. Имя Анны Вульф, как считают пушкинисты, вошло в "донжуанский список" Пушкина, который поэт в шутку составил по просьбе своих московских подруг сестер Ушаковых. Всего в этом списке 37 женских имен - свидетельства сердечных увлечений и побед Пушкина. Список открывается и завершается именем Наталья. Считается, что первое имя - это графиня Наталья Кочубей. Последнее - Наталья Гончарова, ставшая женой Пушкина.
"Участь моя решена. Я женюсь". Это первые слова литературного наброска Пушкина, сделанного вскоре после того, как он получил согласие семейства Гончаровых на женитьбу на красавице Наталье. Два года добивался он этого. Долго раздумывали Гончаровы. Но и Пушкину, вольному художнику, не очень обеспеченному человеку, не так-то просто было в 32 года отказаться от многих привычек холостяка и решиться на такой шаг. Еще незадолго до этого он иронизировал: "Законная супруга - род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит". Но встреча с Натальей Гончаровой перевернула все. "Я полюбил ее, голова у меня закружилась", - писал Пушкин матери своей невесты. Отношение поэта к Наталье Гончаровой было особое - как к божеству. Недаром в поэзии ее облик запечатлился как образ Мадонны.
Горячая, волнующая лирика, в которой, казалось, трепещет и горит живое сердце поэта, осталась в прошлом. В последние, семейные годы жизни Пушкин другой: мыслитель, историк, литературный авторитет, не знающий равных. И все же итоговые труды его, глубокие и мудрые, не затмили череду поэтичных женских портретов и посвящений. И хочется всякий раз представить себе, какова же она, пушкинская женщина, идеал поэта... "Нет, это не собирательный образ, - утверждает Надежда Кондакова. - В том-то и дело, что Пушкин не придумывал любовной лирики. Он писал мгновенными толчками. Вот оно есть это увлечение, может быть, завтра его уже не будет. Но сегодня есть. Есть искра, есть вспышка. И есть стихи".
Подписи под иллюстрациями:
Анна Оленина
Елизавета Воронцова
Аграфена Закревская
Наталья Гончарова .