Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Первые попытки Пушкина в прозе остаются безрезультатными. Он не заканчивает произведения. Возвращается же к прозе снова в 1830 г. в период известной Болдинской осени, что стал наиболее плодотворным для Пушкина-прозаика. Появляются его «Повести Белкина», где уже проскальзывает внутренняя характерность героев, и разнообразные сказки.
В 1833 году Пушкин снова приезжает в Болдино, поскольку именно это место его вдохновляет на написание произведений. За полтора месяца автор создается свои прозаические шедевры, среди которых можно назвать «Пиковую даму». Пушкин уже пытается переходить от обычного описания событий, как это было в «Повестях Белкина». Автор стремится рассматривать внутреннюю сущность человека через обстоятельства его жизни. Некоторые произведения этого периода, в том числе и «Пиковая дама», носят оттенок фантастичности и трагедийности.
Центральной темой повести становится тема безумия. Герман в «Пиковой даме», стремящийся поправить свое материальное положение любой ценой, начинает верить даже в карточную комбинацию, которая всегда приносит удачу и выигрыш. Услышав от своего товарища рассказ о старухе, знающей секрет, Герман становится одержим идеей узнать его. И не останавливается не перед чем: входит в доверие к молодой девушке, проникает в дом и даже является виновником смерти. Но даже этот секрет не приносит ему удачи в картах, Герман заканчивает свои дни в психиатрической лечебнице.
В «Пиковой даме» Пушкин делает попытки создать образ маленького неимущего человечка, одержимого грандиозными идеями. Позднее эти мотивы и сюжеты будут подхвачены Гоголем и Достоевским. Но Пушкин в «Пиковой даме» не утверждает, что такое положение дел является безысходным. Наряду с мрачностью и унынием, которые царят в произведении, автор показывает, что все это – жизнь с ее перипетиями. С той лишь разницей, что кто-то способен удержаться на плаву и жить, а кто-то уходит в мир фантазии, который его затягивает все больше.
|